Абстрактные классыВернемся к примеру наследования, который мы рассматривали раньше. Мы ввели базовый класс Item, который представляет общие свойства всех единиц хранения в библиотеке. Но существуют ли объекты класса Item? То есть существует ли в действительности "единица хранения" сама по себе? Конечно, каждая книга (класс Book ), журнал (класс Magazine ) и т.д. принадлежат и к классу Item, поскольку они выведены из него, однако объект самого базового класса вряд ли имеет смысл. Базовый класс – это некое абстрактное понятие, описывающее общие свойства других, конкретных объектов. Тот факт, что в данном случае объекты базового класса не могут существовать сами по себе, обусловлен еще одним обстоятельством. Некоторые методыбазового класса не могут быть реализованы в нем, а должны быть реализованы в порожденных классах. Возьмем, например, тот же метод Name. Его реализация в базовом классе довольно условна, она не имеет особого смысла. Было бы логичнее вообще не реализовывать этот метод в базовом классе, а возложить ответственность за его реализацию на производные классы. С другой стороны, нам важен факт наличия метода Name во всех производных классах и то, что этот метод виртуален. Именно поэтому мы можем работать с указателями (или ссылками) на объекты базового класса, не зная точно, на какой именно из производных классов этот указатель указывает. Виртуальный механизм во время выполнения программы сам разберется и вызовет нужную реализацию метода Name. Такая ситуация складывается довольно часто в объектно-ориентированном программировании. (Вспомните пример с различными формами в графическом редакторе: рисование некой обобщенной формы невозможно.) В подобных случаях используется механизм абстрактных классов. Запишем базовый класс Item немного по-другому: class Item
{
public:
. . .
virtual String Name() const = 0;
}; Теперь мы определили метод Name как чисто виртуальный. Класс, у которого есть хотя бы один чисто виртуальный метод, называется абстрактным . Если метод объявлен чисто виртуальным, значит, он должен быть определен во всех классах, производных от Item. Наличие чисто виртуального методазапрещает создание объекта типа Item. В программе можно использовать указатели или ссылки на тип Item. Записи Item it;
Item* itptr = new Item; не разрешены, и компилятор сообщит об ошибке. Однако можно записать: Book b;
Item* itptr = &b;
Item& itref = b; Отметим, что, определив чисто виртуальный метод в классе Book, в следующем уровне наследования его уже не обязательно переопределять (в классах,производных из Book ). Если по каким-либо причинам в производном классе чисто виртуальный метод не определен, то этот класс тоже будет абстрактным, и любые попытки создать объект данного класса будут вызывать ошибку. Таким образом, забыть определить чисто виртуальный метод просто невозможно. Абстрактный базовый класс навязывает определенный интерфейс всем производным из него классам. Собственно, в этом и состоит главное назначение абстрактных классов – в определении интерфейса для всей иерархии классов. Разумеется, это не означает, что в абстрактном классе не может быть определенных методов или атрибутов. Вообще говоря, класс можно сделать абстрактным, даже если все его методы определены. Иногда это необходимо сделать для того, чтобы быть уверенным в том, что объект данного класса никогда не будет создан. Можно задать один из методов как чисто виртуальный, но, тем не менее, определить его реализацию. Обычно для этих целей выбирается деструктор: class A
{
public:
virtual ~A() = 0;
};
A::~A()
{
. . .
} Класс A – абстрактный, и объект типа A создать невозможно. Однако деструктор его определен и будет вызван при уничтожении объектов производных классов (о порядке выполнения конструкторов и деструкторов см. ниже). Множественное наследованиеВ языке Си++ имеется возможность в качестве базовых задать несколько классов. В таком случае производный класс наследует методы и атрибуты всех его родителей. Пример иерархии классов в случае множественного наследования приведен на следующем рисунке.
Рис. 10.2. Иерархия классов при множественном наследовании.В данном случае класс C наследует двум классам, A и B. Множественное наследование – мощное средство языка. Приведем некоторые примеры использования множественного наследования. Предположим, имеющуюся библиотечную систему решено установить в университете и интегрировать с другой системой учета преподавателей и студентов. В библиотечной системе имеются классы, описывающие читателей и работников библиотеки. В системе учета кадров существуют классы, хранящие информацию о преподавателях и студентах. Используя множественное наследование, можно создать классы студентов-читателей, преподавателей-читателей и студентов, подрабатывающих библиотекарями. В графическом редакторе для некоторых фигур может быть предусмотрен пояснительный текст. При этом все алгоритмы форматирования и печати пояснений работают с классом Annotation. Тогда те фигуры, которые могут содержать пояснение, будут представлены классами, производными от двух базовых классов: class Annotation
{
public:
String GetText(void);
private:
String annotation;
};
class Shape
{
public:
virtual void Draw(void);
};
class AnnotatedSquare : public Shape,
public Annotation
{
public:
virtual void Draw();
}; У объекта класса AnnotatedSquare имеется метод GetText, унаследованный от класса Annotation, он определяет виртуальный метод Draw, унаследованный от класса Shape. При применении множественного наследования возникает ряд проблем. Первая из них – возможный конфликт имен методов или атрибутов нескольких базовых классов. class A
{
public:
void fun();
int a;
};
class B
{
public:
int fun();
int a;
};
class C : public A, public B
{
}; При записи C* cp = new C;
cp->fun(); невозможно определить, к какому из двух методов fun происходит обращение. Ситуация называется неоднозначной, и компилятор выдаст ошибку. Заметим, что ошибка выдается не при определении класса C, в котором заложена возможность возникновения неоднозначной ситуации, а лишь при попытке вызова метода fun. Неоднозначность можно разрешить, явно указав, к которому из базовых классов происходит обращение: Вторая проблема заключается в возможности многократного включения базового класса. В упомянутом выше примере интеграции библиотечной системы и системы кадров вполне вероятна ситуация, при которой классы для работников библиотеки и для студентов были выведены из одного и того же базового класса Person: class Person
{
public:
String name();
};
class Student : public Person
{
. . .
};
class Librarian : public Person
{
. . .
}; Если теперь создать класс для представления студентов, подрабатывающих в библиотеке class StudentLibrarian : public Student,
public Librarian
{
}; то объект данного класса будет содержать объект базового класса Person дважды (см. рисунок 10.3).
Рис. 10.3. Структура объекта StudentLibrarian.Кроме того, что подобная ситуация отражает нерациональное использование памяти, никаких неудобств в данном случае она не вызывает. Возможную неоднозначность можно разрешить, явно указав класс: StudentLibrarian* sp;
// ошибка – неоднозначное обращение,
// непонятно, к какому именно экземпляру
// типа Person обращаться
sp->Person::name();
// правильное обращение
sp->Student::Person::name(); Тем не менее, иногда необходимо, чтобы объект базового класса содержался в производном один раз. Для этих целей применяется виртуальное наследование, речь о котором впереди. Виртуальное наследованиеБазовый класс можно объявить виртуальным базовым классом, используя запись: class Student : virtual Person
{
};
class Librarian : virtual Person
{
}; Гарантировано, что объект виртуального базового класса будет содержаться в объекте выведенного класса (см. рисунок 10.4) один раз. Платой за виртуальность базового класса являются дополнительные накладные расходы при обращениях к его атрибутам и методам наследования.
Рис. 10.4. Структура объекта StudentLibrarian при виртуальном множественном наследовании.
|